GenobiumMenu

Статьи

VMI - запас, управляемый поставщиком. [1]

Добронравин Евгений, 2011

Понятие VMI.

Основной чертой современного бизнеса является идея о том, что конкурируют не фирмы, а снабженческо-сбытовые цепочки фирм. Оптимизация цепи снабжения становится основным фактором роста прибыли и рентабельности активов. В итоге, потребитель получает товар в момент, когда это необходимо при минимальных общих затратах и инвестициях в запасы.

VMI (vendor managed inventories), в этом смысле, уже получило признание и начало использоваться во многих отраслях. То, что сначала рассматривалось лишь как эксперимент, уже становится предпочтительным способом ведения бизнеса.
VMI - это принципы и средства оптимизации сбытовой цепи, благодаря которым любой оптовый поставщик (далее производитель) берет ответственность за поддержание уровней товарных запасов своих дистрибьюторов. Производитель имеет, таким образом, доступ к данным о состоянии запасов и генерирует заказы на закупку товара.
При традиционной системе закупки товара, когда дистрибьютор испытывает потребность в товаре, он размещает заказ для производителя. Дистрибьютор, в этом случае, осуществляет полный контроль за моментами и размером размещаемого заказа, а также за размером хранимого запаса.

В отличие от этого, в бизнес-модели VMI производитель получает электронные данные (обычно по системам связи и информации EDI – electronic data interchange), которые отражают объемы продаж дистрибьютора и его уровни запасов. Производитель может видеть всю картину по остаткам по каждой ассортиментной позиции, а также реальную картину о спросе конечных потребителей. Производитель несет ответственность за планирование и выполнение планов по уровням запасов. И, в данном случае, именно производитель (а не дистрибьютор) осуществляет расчет необходимых заказов для поставки дистрибьютору.
При этом менее важно какие юридические отношения связывают производителя и потребителя, движущим механизмом здесь выступает экономическая выгода.

Основные каналы производители организуют сами путем создания собственных филиалов в крупных регионах и других странах, а также в виде дочерних или совместных предприятий. То есть склады дистрибьютора могут быть в собственности производителя, дочерними предприятиями, отношения могут строиться в соответствии с договорами, либо не быть никаких ограничивающих деятельность договоров или условий, но, в любом случае, обе стороны заинтересованы во внедрении VMI.
Что касается товарного запаса, то он может создаваться на складах дистрибьютора как на условиях покупки дистрибьютором, так и без. Товары под реализацию – случай, когда поставщик размещает запасы в местах хранения своих покупателей без перехода права собственности и оплата за товар не производится до момента, пока товар не продан.

Преимущества VMI.

Выгода, которую получают и производитель и дистрибьюторы:

Выгода дистрибьюторов:

Выгода производителя:

Преимущества централизованного управления запасами также освещались ранее в статье «Организация работы сбытовых цепей».

Этапы внедрения VMI.

Перед инициированием практики VMI, необходимо чтобы и производитель и дистрибьютор чувствовали полный комфорт и выгоду от ее использования http://www.vendormanagedinventory.com.

ВВЕДЕНИЕ VMI В ДЕЙСТВИЕ.

Проблемы, которые возникают при внедрении.

Ниже приводим выдержку по данным сайта http://www.vendormanagedinventory.com):

Необходимо понимать, что при внедрении VMI можно столкнуться с рядом проблемами, не учтя которые, можно настроить дистрибьютора против внедрения подобных систем в будущем.
Джон Шрайбфедер, в своей статье «Vendor Managed Inventory. There’s More To It Than Just Selling Products», описывает 3 проблемы, которые не были учтены на стадии при согласовании VMI- контракта на одном из предприятий.
Производитель решил выкупить запасы дистрибьютора, но не учел действительные затраты, связанные с выкупом существующих запасов, в том числе обесценение некоторых образцов и неликвиды. Производитель осуществляет полный контроль за моментами и размером размещаемого заказа, а также за размером хранимого запаса.

Не были учтены дополнительные Затраты (в особенности затраты труда) связанные с хранением запаса в местах хранения (здесь в особенности следует иметь в ввиду рост затрат по рассортировке товара по местам хранения в случае роста ассортимента и частоте поставок – прим. Е.Добронравин).

Не были учтены малорентабельные, но критические виды товаров, необходимых для ведения бизнеса дистрибьютора, который обеспечивал снабжение производственных линий. Суть этой проблемы в том, что обе фирмы по своему понимали успешность системы VMI. Производитель считал, что этим является рост процента удовлетворенных заявок и что в этом случае покупатель должен быть счастлив. Дистрибьютор видел успешность в поддержании производственных линий своего химического завода в рабочем состоянии. В случаях, когда они видели, что критического товара нет в наличии, они понимали что снабжение не адекватно потребностям. В течение предварительных переговоров обоим сторонам следовало бы согласовать понятие успешности и включить его элементом в свой договор.

Далее он пишет: "Что производитель должен понимать, так это то, что он не просто продает товар своему покупателю, но обеспечивает работу небольшого филиала для исключительного использования требовательным покупателем."

Не были учтены дополнительные Затраты (в особенности затраты труда) связанные с хранением запаса в местах хранения (здесь в особенности следует иметь в ввиду рост затрат по рассортировке товара по местам хранения в случае роста ассортимента и частоте поставок – прим. Е.Добронравин).

Опыт внедрения VMI фирмой Genobium.

Фирма Genobium имеет опыт внедрения систем VMI на базе решения SIMPLE-lp.
Крупный дистрибьютор фармацевтических товаров имеет сеть розничных аптек. Внедрение VMI началось с аптек, находящихся в собственности этой фирмы, в дальнейшем были привлечены к сотрудничеству и другие зависимые аптеки.

По программе «Партнерство» примерно 20 аптек согласилось 80% закупаемого товара брать у этого дистрибьютора. Согласно этой программе, дистрибьютор выкупает весь запас аптек и формирует их запас, предоставляя товар «под реализацию» и беря на себя обязанность управлять запасами аптек, то есть определять что, в какой момент, в каком количестве заказывать в аптеки и отгружать из запасов дистрибьютора. Прибыль от реализации, по данному соглашению, делится пополам.

Стороны провели обсуждение и согласились с тем, что эта практика взаимовыгодна по следующим причинам:
Дилер экономит труд логистов по формированию заявок.
Дилер и дистрибьютор имеют рост пропускной способности склада дилера за счет снижения случаев дефицита, повышается рентабельность общих запасов логистической цепи, улучшается удовлетворенность конечного потребителя, повышается рентабельность запасов дистрибьютора, улучшается прогнозирование спроса за счет наличия данных о конечном спросе, а не об статистике отгрузок на дилера, который мог просто затовариваться в отдельные периоды. В оптимизационных расчетах норм запасов теперь используется общая наценка холдинга по позициям, что позволяет корректнее ранжровать их привлекательность с точки зрения повышение рентабельности запасов холдинга.

Обмен данными о спросе и состоянии запасов производится посредством стандартизированных текстовых файлов, которые содержат данные приходных и расходных накладных (по каждой позиции дату, количество, сумма), начальные остатки и справочники товаров и поставщиков. Текстовый формат является весьма удобным для выгрузки из разных учетных программ, используемых в разных аптеках, а также удобен как для импорта данных в централизованную программу управления запасами, так и для визуального просмотра и проверки специалистами. Он состоит из справочника товаров и покупателей, начальных остатков по позициям за выгружаемый период и всех движений по каждой позиции (см. Пример).

Практика демонстрирует прямую экономию затрат и ресурсов с возможностью расширения доли рынка и диверсификации деятельности дистрибьютора, а также различные виды косвенной выгоды от партнерства с сетью аптек региона.

[1] Статья подготовлена по следующим материалам:

  1. Jon Schreibfeder. Vendor Managed Inventory: There`s More To It Then Just Selling Products, 2004. (http://effectiveinventory.com)
  2. Материалы сайта. (http://www.vendormanagedinventory.com)
  3. Добронравин Е.Р. Организация работы сбытовых цепей, 2004.