GenobiumMenu

Статьи

Характерные черты современной экономики. [1]

Добронравин Евгений, 2004

В экономике нового типа можно выделить следующие характерные черты:

Экономика, основанная на знании. Новая постиндустриальная экономика – это экономика, основанная на  знании, а именно, на человеческом факторе и сетях обмена информацией благодаря информационным технологиям. Знания пронизывают все существенные факторы экономики – людей, продукты, организации. Архитектура заводов существенно меняется: заводы наполняются роботами, работающими на микропроцессорах, все больше рабочих должны иметь высшее инженерное образование. Человеческий  фактор становится основным активом фирмы. Рассмотрим Netscape как пример компании экономики нового типа. При оценке компании, подобной Netscape, мы не задаем вопросы, характерные для периода старой  экономики, такие как: «Сколько земли компания имеет?» или «Какова стоимость производственного оборудования или какова стоимость офиса, сырья и материалов?». Единственно важным в данном случае является количество активов, сосредоточенных в сознании менеджеров и других работников компании. Даже финансовый капитал становится лишь производным от капитала  знаний. Как признавал Билл Гейтс, компания Microsoft потерпела бы фиаско, если бы в свое время не было принято решение совершить  поворот на 180 градусов и начать освоение Internet. Современное Интернет-поколение не становится средством производства, а становится доминирующей социальной силой – не только в области экономики, но и в социальных структурах, области окружающей среды и  человеческом существовании.

Цифровая экономика. Информация в новой экономике все более представлена в цифровой форме. Благодаря этому, огромные массивы информации могут быть зашифрованы и перемещены на большие расстояния  со скоростью света.

Виртуальность. Подобно тому, как аналоговая информация становится цифровой, физические вещи становятся виртуальными, меняются типы возможных институтов и отношений, сама природа экономической деятельности. Вот некоторые виды виртуальных объектов:

Молекуляризация. Новая экономика – молекулярная экономика. Корпорация становится дезагрегированной, заменяется на динамичные молекулы и кластеры индивидов. Иерархическая структура организации заменяется на процессно – ориентированную. Например, средства массовой информации становятся молекулярными средствами, где читатели, слушатели и зрители становятся  клиентами с правом доступа к информации и взаимодействия посредством миллионов каналов связи.  Массовое производство становится молекулярным (индивидуальным) производством, с размером партии - одна единица вместо, например, одного миллиона пар джинсов, массовый маркетинг становится молекулярным по мере  того, как маркетологи начинают учитывать информацию о продажах от отдельных групп клиентов. Является вполне вероятным,  что новые условия рынка потребуют организации более динамичных отношений между молекулами, побуждая их объединяться в кластеры.

Интегрированность, работа по сетям связи. Благодаря тому, что иерархические сети уступили место сетям по модели Интернет, посредством сетей молекулы могут объединяться в кластеры. В отношениях между всеми уровнями и бизнес-функциями внутренние и внешние границы становятся прозрачными и  мягкими. Новые технологии позволяют малым предприятия противостоять преимуществам крупных  компаний – экономии от масштабов производства и доступа к ресурсам. В то же время малые фирмы не обременены такими недостатками крупных фирм, как сдерживающая бюрократичность, иерархия и неспособность к изменениями. Сети обеспечивают быструю адаптацию бизнеса к изменениям, в деятельности Интернет – предприятия участвуют все заинтересованные стороны, и совместный эффект оказывается сильнее, нежели суммарных эффект отдельных несвязанных элементов.

Отсутствие посредничества. Устраняется необходимость посредников между продавцами и покупателями. В настоящее время музыканты и продюсеры  уже стараются не пользоваться услугами записывающих компаний, торговых агентов или радиовещательных корпораций и размещают записи напрямую в Интернет. Производители еды не пользуются услугами супермаркетов и оптовиков, и обслуживают конечных потребителей еженедельно с доставкой на дом путем аккумулирования заказов. Заводы также имеют возможность продажи через Интернет, сокращая посреднические розничные каналы.

Конвергенция. В экономике старого типа ключевым сектором экономики была промышленность. В экономике нового типа функцию ключевого сектора выполняет новая среда, которая образуется в результате слияния вычислительной техники, телекоммуникаций и производящего сектора. В США масс - медиа нового типа уже обеспечивают более 15 процентов ВНП. Прибыль в условиях новой среды перемещается в производящий сектор, где создается стоимость. Наиболее успешными в настоящее время становятся компании, основанные на использовании компьютеров, пакетов прикладных программ и цифровых телекоммуникациях.

Пока  еще нет единого мнения о масштабах развития новой среды. Некоторые работники телевидения видят развитие новой среды лишь в появлении интерактивного телевидения, некоторые производители фильмов  считают, что развитие новой среды их не коснется, компьютерные компании сконцентрированы только на производстве пакетов прикладных программ для бизнеса. Некоторые телефонные компании занимаются  исключительно развитием телефонии и возможности проведения видеоконференций. Рынок  рассудит, кто был прав. Конвергенция становится базисом всех секторов. Новая среда окажет влияние  на искусство, на способы проведения научных исследований, способы получения образования.

Инновации. Экономика нового типа основана на инновациях. Девиз компании Microsoft: «Сделать собственные продукты устаревшими, создав более современные». Даже  в области искусства возникают  новые формы, основанные на интерактивных мультимедиа. Многотомные энциклопедии заменяются на  CD-ROM, в которых может храниться до 360000 страниц текста. В условиях новой экономики система образования должна постоянно менять свое содержание, средства преподавания и подходы,  чтобы оставаться действенной. В новой экономике воображение и фантазия человека становится основным средством создания стоимости. Для предприятий необходимо проводить инновации, чтобы обогнать рынок, предвосхищая потребности  клиентов своих клиентов.

Ориентация на потребителя. В новой экономике пропасть между потребителем и производителем исчезает. Производители вынуждены производить специфичные продукты, которые отражают потребности и вкусы отдельных потребителей. Уже сейчас потребители могут по своему желанию с помощью компьютера создать дизайн будущего автомобиля, таким образом включаясь в производственный процесс. Крайслер способен производить автомобили по специальному заказу в течение 16 дней.

Быстрая адаптация производства. В 1990 на разработку и производство автомобиля требовалось около 7 лет. В настоящее время – около 2 лет. Продукты электроники уже, как правило, имеют жизненный цикл 2 месяца. Предприятие нового типа – это предприятие режима реального  времени, способное быстро приспосабливаться к изменениям благодаря информации. Сырье доставляется и продукты производства отгружаются  по системе точно-в-срок, таким образом сокращая излишние функции складов и позволяя предприятиям перейти от массового производства к производству по он-лайн заказам потребителя. Системы электронного обмена информацией обеспечивают более дешевую связь потребителя и производителя, сокращая расходы на оформление заказов, извещениях об уплате и отгрузке, на учетные работы.

Глобализация. Для мировой экономики ничто не имеет такого значения как товары, услуги, капитал, труд и информация. По мере того, как знания становятся основным ресурсом, границы национальный экономики стираются и не существует никакой другой экономики,  кроме мировой экономики. Мировые покупатели покупают мировые продукты. Затраты на производство также имеют общемировой характер. Штаб-квартира транснациональных компаний становится не местом на карте, а системой в мировой сети.

Противоречия. Новая политическая экономия поднимает вопросы, касающиеся власти, собственности, доступа, равенства, качества работы и качества жизни и касающиеся будущего самого демократического процесса.

В настоящее время благодаря новым тенденциям оказывается сильное влияние на рассеивание экономической и политической власти. Это приводит к конфликту старых структур, стремящихся к концентрации экономической и политической власти.

Природа труда меняется. Так же как и вначале века происходило снижение удельного веса сельскохозяйственных рабочих, количество рабочих,вовлеченных в производственный процесс, снижается в последнее десятилетие. Новый тип работы сулит высокую оплату, но существует проблема низкой мобильности и способности к переквалификации.

Существуют конкурирующие намерения фирм по обеспечению независимой занятости и сохранению занятости на контрактной основе в производственном секторе, основанном на ограниченном количестве старых знаний. Руководители уже не способны ограничивать доступ к ресурсам производства, т.к. основными ресурсами становятся знания. В настоящее время достаточным для производства является набор из знаний и способности мыслить, телефона, модема и персонального компьютера.Образованные же производители могут использовать  потенциалы своих фирм гораздо более эффективно и разносторонне.

Экономика нового типа поднимает перед руководителями новые вопросы. Фирмы  вынуждены модернизировать свою бизнес-модель – свои продукты, рынки, каналы распределения, организационную структуру, культуру и т.д. Это возможно лишь в случае, если вся компания участвует в выполнении соответствующей стратегии.

[1] Статья подготовлена по следующим материалам:

  1. Don Tapscott. Strategy in the New Economy. Logistics & Supply Chain Journal, November 1998.
  2. Alan M. Webber, “What`s So New About the New Economy?” Harvard Business Review, Jan-Feb, 1994.
  3. Stan Davis and Bill Davidson, “2020 Vision: Transform your Business Today to Succeed in Tomorrow`s Economy”. Simon and Schuster, New York, 1991.