GenobiumMenu

Статьи

Системный подход в управлении запасами торговых фирм

Добронравин Евгений, 2004

Рыночные отношения служат толчком проявления инициативы  хозяйствующих субъектов в области формирования и использования запасов. И наиболее передовыми в отношении использования современных подходов к управлению запасами оказываются торговые структуры, для которых это является важнейшим инструментом сохранения и расширения своей ниши на рынке, основным фактором повышения конкурентоспособности. Конкуренция оказывает давление на устанавливаемую наценку этих фирм и, чтобы бизнес оставался рентабельным (т.е. приносил достаточный доход на вложенные средства), эти фирмы вынуждены искать способы оптимизации своих многономенклатурных запасов.

Товарные запасы торговых предприятий представляют их основной удельный вес в стоимости активов, основным источником пополнения собственных средств в виде прибыли от реализации и, вместе с тем, товарные запасы представляют собой основную проблему ежедневного контроля.

В то же время, если в странах, давно вступивших на путь развития инициативной экономики, хозяйствующие субъекты рассматривают управление запасами как один из элементов своей стратегии, направленной на успешное функционирование в рыночной среде, и осознанно проводят эту линию на основе практического применения логистики, включающей специально разработанные методы и вычислительный аппарат, то в России рационализация запасов на уровне торговых предприятий пока осуществляется, как правило, интуитивно, методом проб и ошибок.

Логистическое управление направлено на оптимизацию запасов во всех звеньях логистической цепи. Оптимальные уровни запасов обеспечивают максимальные уровни обслуживания потребителей при минимальных инвестициях в запасы, минимальных затратах по заказу и транспортировке. В управлении запасами используется системный подход, т.е. запасы рассматриваются во взаимосвязи с другими сторонами деятельности фирмы. Учитывая связь скорости оборота запасов и транспортных расходов, объема инвестирования в запасы и уровня обслуживания клиентов, логистический подход обеспечивает оптимальные запасы и одновременное улучшение соответствующих показателей.